Михаил Марутаев
Композитор и ученый, член Союза композиторов,
заслуженный деятель искусств России.

Биография

Марутаев Михаил Александрович (1925-2010гг.)

Композитор и ученый
Член Союза композиторов Москвы, заслуженный деятель искусств России, академик Международной Академии Творчества, Международной Академии Наук и Национальной Академии социальных и интеллектуальных технологий, Международный «Человек года»: 1994-95, 1995-96, 1996-97 гг. (Международный биографический Центр, Кембридж, Англия); 1995 г. (Американский биографический институт ABI); награжден дипломом культуры ABI. Участник Великой Отечественной войны.
Родился в г.Славянске Донецкой обл. в 1925г. в семье доктора медицины. Музыкальные способности проявились очень рано, в два года. Учиться музыке начал в 7 лет. В 9 лет получил первую премию на олимпиаде в Киеве за исполнение сонаты Гайдна. Музыку начал сочинять с 10-ти лет. В 14 лет талант его был замечен виолончелистом. Леопольдом Ростроповичем (отцом Мстислава Ростроповича), который рекомендовал его в училище при Московской консерватории, куда он и был принят в 1940 г. Война прервала учебу. С 1944 г. он был на войне. Училище окончил в 1948 г. В тот же год поступил в Московскую консерваторию, которую окончил в 1954 г. по классу В.Шебалина, и в 1957 г. - аспирантуру при Московской консерватории.
Как композитор М.Марутаев своим первым струнным квартетом, созданным еще в 1952 г., сразу же привлек внимание музыкальной общественности. Квартет впервые был исполнен в 1953 г. в Малом зале Московской консерватории. и имел такой успех, что декан факультета С.С. Богатырев назвал этот успех шаляпинским. А имя композитора стало широко известно. Но затем в консерватории разразился скандал – Марутаева обвинили в формализме. Обвинение по тем временам ужасное. Считалось, что Марутаев воскрешает худшие традиции Прокофьева и Шостаковича. Его и еще одного студента Андрея Волконского хотели исключить из консерватории за формализм. Тогда Марутаев и Волконский пошли домой к Генриху Г. Нейгаузу и проиграли ему в четыре руки скерцо для симфонического оркестра Марутаева, вызывающее наибольшие обвинения в формализме (ныне 2-я часть симфонии). Генрих Густавович так увлекся, что стал знакомиться с сочинениями обоих студентов и провел с ними оставшуюся половину дня и всю ночь. Утром он заявил Свешникову (директору консерватории) об этих студентах, что это два светлых пятна в консерватории. В общем, дело кончилось тем, что Марутаева после пяти лет обучения оставили еще на год в консерватории для излечения от формализма. В 1954 г. Хренников предложил М.Марутаеву показать на секретариате нашумевший квартет. После прослушивания М.Марутаев неожиданно был принят в члены Союза композиторов без заявления о приеме, письменных рекомендаций и прочих полагающихся процедур (случай совершенно исключительный).
Музыка М.Марутаева современна, обладает ярким мелодизмом и стройностью формы.. Его музыку часто называют современной классикой. В ней четко прослеживаются классические традиции, идущие от Баха, Моцарта, Бетховена, Брамса, Чайковского, а также – Прокофьева, Шостаковича и др.
Основные произведения: оратория «Героическая Русь» в 9-и ч. для солистов, хора и симфонического оркестра на слова российских поэтов (1980 ), - оратория заканчивается гимном победы над фашизмом; Кантата «Слово матери» в 4-х ч. для меццо сопрано, хора и симфонического оркестра на слова швейцарского поэта Ф. Геслера (1954), - кантата также связана с военной тематикой; Скерцо для симфонического оркестра (1950) и др. сочинения для оркестра; Три струнных квартета (1952, 1957, 1982 ); Концерт для альта с оркестром в 4-х ч. (2001) Симфония в 4-х ч. (2003), Концерт для скрипки с оркестром в 4-х ч. Сонатина и сонаты для фортепиано; сонаты для скрипки и фортепиано; Прелюдии, Романсы и др. произведения; музыка для детей, к театральным, радио и телепостановкам, музыка для кино, например, к фильмам «Алые маки Иссык-Куля», «Незнайка в зеленом городе», «В воздухе «Як и…» (об авиаконструкторе Яковлеве) и многие другие – всего более 20 фильмов.
Многие сочинения М.Марутаева вошли в золотой фонд музыкальных записей и звучали в исполнении выдающихся артистов (Ирина Архипова, Виктор Пикайзен, Олег Крыса, Александр Бахчиев, квартеты имени Бородина, Прокофьева, Комитаса, Римского-Корсакова, дирижеры Федосеев, Жюрайтис, Синайский, Дударова, Провоторов, Орлов), а также - автора (фортепиано). Музыку М.Марутаева играют дети в музыкальных школах и училищах. Многие произведения изданы, иногда по несколько раз. Так сонатина для фортепиано издана 5 раз, Первый и Второй струнные квартеты изданы дважды и записаны фирмой «Мелодия» на грампластинку в 1981 г. в исполнении лауреата Международных конкурсов Государственного квартета им. С.Прокофьева.
Музыка М.Марутаева имеет успех на любой аудитории и обладает удивительной жизнеспособностью. Так, о Первом квартете в 1981 году., т.е. через 29 лет после его создания, итальянская газета «IL Levoro» писала: «Это произведение…показывает незаурядный талант автора».. Первый квартет также с успехом был исполнен на фестивале «Московская осень» в 1995 г., т.е. через 43 года после его создания. То же можно сказать и о других сочинениях М.Марутаева. Знал его и Дмитрий Шостакович. Он слушал Сонатину, Второй струнный квартет, кантату «Слово матери» в исполнении автора на рояле. После издания сонатины по словам Дмитрия Шостаковича, он сам для себя играл ее на рояли. Общение с Д.Шостаковичем дало М.Марутаеву очень много. Многие ленинградские композиторы знали о Марутаеве от Шостаковича, в том числе и Георгий Свиридов. В 1956 г. на фестивале в Доме композиторов исполнялся Первый струнный квартет Марутаева. В концерте был Свиридов. После концерта он пригласил Марутаева к себе домой, и там первое, что он сказал, были слова: «Никто не знает как писать музыку, кроме нас с Вами». Были и другие встречи. Так в 80-е годы он пригласил к себе на дачу трех композиторов – Романа Леденева, Михаила Марутаева и Бориса Чайковского. Там было интересное общение, во время которого Свиридов подошел к Марутаеву и сказал: «Прижизненное признание нужно, прижизненное». А вот что говорит Ирина Архипова о кантате «Слово матери», которую она исполняла в Большом зале Московской консерватории со студенческим оркестром и хором Большого театра под управлением А.Жюрайтиса в 1956 г.: «Через три десятилетия на радио с В.И.Федосеевым мы повторили эту кантату» (Ирина Архипова «Музы мои», М.,1992, с.197). Если такой исполнитель как Архипова повторяет сочинение через тридцать лет, то это явно подтверждает жизнеспособность музыки.
Музыка М.Марутаева не стареет от времени! Это самый высший критерий, который можно предъявить композитору. И тем не менее музыка Марутаева оказалась в тени и в настоящее время (2008) не востребована. В этом автор винит главным образом себя. Он забыл, что живет не во времена Леонарда Да Винчи, или Бородина и, несмотря на успех в музыке, стал заниматься еще и наукой, позволив забыть себя как музыканта. В этом ему активно помогли некоторые крупные музыкальные боссы (в настоящее время их уже нет), которых раздражал успех музыки Марутаева, и они сделали все, чтобы ни музыка, ни имя композитора не звучали. Начиная примерно с 1970 г. в России начало развиваться новое направление в музыке, постепенно вошедшее в моду – это «сверхноваторство» или «Русский авангард». Музыка Марутаева не вписывалась в эту моду, и большинству композиторов было удобнее, чтобы она была в тени. В этой связи вот что говорят два народных артиста – Андрей Эшпай и Роман Леденев: «Наша культурная ситуация такова: можно, подобно стеклодувам, из почти ничего выдуть что угодно… и можно не замечать того, что является настоящим искусством… сегодня оказался в тени Михаил Марутаев. …, он как бы выпал из поля зрения музыкальной среды. Вся его музыка настоящая – она мелодична, красива, благородна…Марутаев живет по своим художественным представлениям. Он абсолютно независим от господствующих течений и вкусов. За место под солнцем славы никогда не боролся. В последнее время композитор создал ряд симфонических многочастных циклов – скрипичный и альтовый концерты, заканчивает новую симфонию. Все эти произведения, как и несколько ранее написанная оратория «Героическая Русь», ждут исполнения. Они могли бы стать событиями». (Андрей Эшпай, Роман Леденев. Гармония и алгебра Михаила Марутаева «Искусство»,газета Издательского Дома «Первое сентября» № 13(301), 1-15 июля 2004).
Отметим еще два события: 1) 29 марта 2006 г. в Московском Доме композиторов состоялось первое исполнение симфонии Марутаева (Исполнители: Московский Государственный симфонический оркестр, дирижер Дмитрий Орлов). Зал был переполнен и после исполнения стоя приветствовал автора В зале находилось очень много композиторов (хотя в основном они ходят только на свои концерты); 2) в Минске в 2006 г. в Академии музыки защищен диплом на тему: «Кантата «Слово матери» для меццо-сопрано, хора и симфонического оркестра Михаила Марутаева на стихи Ф. Геслера в свете философско-эстетических исканий автора». Это, конечно, автору очень приятно, но совершенно неожиданно. Так что надежда на признание музыки, как говорят, умирает последней. Вообще, непризнание художника, если он настоящий, отражается не только на нем, но и на культуре в целом, лишая будущее поколение некоторых ориентиров и обедняя их творчество. Но открыть неизвестного композитора дело очень сложное, так как оценивать музыку, дано очень немногим. А кроме того, есть еще два обстоятельства, которые могут препятствовать признанию музыки Михаила Марутаева,- это то, что автор жив и автор не молод. Вот и будут говорить о музыке Марутаева: а, это не ново, это старомодно, это мы уже слышали и т. д. Другое дело, если автора нет в живых; тогда и возраста нет, и музыку будет легче оценивать. ( «…Они любить умеют только мертвых». Пушкин «Борис Годунов»). Имеется в виду настоящая музыка, так как ненастоящая - умирает вместе с автором, а иногда, и раньше.
Но у Марутаева есть еще одно важное обстоятельство, которое может привлечь внимание и к его музыке – это его наука. Здесь уже - математику не опровергнешь, факты – тоже. Поднимая фундаментальную проблему (о законе Целого), он уже сейчас как ученый широко известен. Его научные публикации привлекли внимание учёных и журналистов. Открытые им законы Гармонии позволили обнаружить целую панораму совершенно новых, ранее неизвестных фактов в музыкальных звукорядах, произведениях выдающихся композиторов (от Баха до Шостаковича), расположении элементов в таблице Менделеева, расположении планет, биологии, генетике, архитектуре, физике, математике, макро и микрокосмосе, а также в социальных явлениях, например, в истории.
Проблема Гармонии возникла у автора из потребности разгадать те правила, которым интуитивно подчиняешься в момент музыкального творчества. Это увлечение началось с 1948г. Сформулировать проблему автору помогли его творчество и труды Галилея, Ньютона, Эйнштейна, Планка, Павлова, Платона, Канта, Гегеля. Проблема, как оказалась, представляет собой новую парадигму знания. Это не физика, не химия, не биология, не музыкознание, не искусствознание…- это созданная автором новая наука, утверждающая сущностное знание - закон гармонии Мира. Автор сформулировал его впервые, причем – и логически (в виде тождества противоположностей), и математически (в виде трех законов: качественная симметрия, нарушенная симметрия, золотое сечение. Первые два открыты автором впервые, золотое сечение хотя и было известно, но здесь приобрело новое содержание). Этот закон не мог сформулировать ни один профессионал любой отрасли знания; по этому поводу академик Образцов (отец Сергея Образцова) говорил: «…новое…чаще всего открывают любители, потому что у нового нет профессии» (ж. Новый мир, № 11, 1984, с. 40).
Научные идеи М.Марутаева были представлены на отечественных и международных симпозиумах (Москва, Ленинград, Брно, Будапешт, Рим и др.), в передачах по радио и телевидению, и изложены в его печатных работах: «О гармонии как закономерности» в книге «Принцип симметрии», изд. «Наука», Москва, 1978, с.363-395; «Гармония как закономерность природы» в книге «Золотое сечение», Москва, 1990, с.130-233; «О гармонии мира» в журнале «Вопросы философии», № 6, 1994, с.71-81; «Гармония мироздания» в журнале «Сознание и физическая реальность», т.2, № 4, Москва, 1997, с.35-52. Эта статья с небольшими изменениями под названием «Гармония мироздания закон Целого» опубликована на русском и английском языках также в интернете (www.futurerussia.ru) и др. публикации. В 2005 г. вышла новая большая статья, занимающая целый журнал( 50 с.) под названием: «М.А.Марутаев. Гармония Мироздания общий закон» (приложение к журналу Сознание и физическая реальность № 6, 2005 ). В 2008 г. вышла еще одна статья под названием «О гармонии мироздания» в журнале «ВЕСТНИК» Международной Академии Наук (Русская секция), № 1 2008.
В Интернете имеется огромное количество сайтов со ссылками и комментариями работ Михаила Марутаева.
Открытие закона Гармонии Мира фундаментально - есть поворот всего знания на 180º. Оно изменит нашу механическую цивилизацию и приведет к новой цивилизации - культурной и одновременно - космической!
О музыке и науке Михаила Марутаева существует многочисленная пресса (статьи, рецензии, ссылки) в России и за рубежом (Париж, Мадрид, Вена). Наконец, в Интернете, в музыкальном архиве Бориса Тараканова www.tarakanov.net содержится много музыки Михаила Марутаева: партитуры, клавиры, записи.

Выдержки из прессы

«Михаил Марутаев своим Первым квартетом, созданным в 1952 г., сразу же привлёк внимание музыкальной общественности. Интонации композитора угадывались отчётливо и воспринимались именно как «марутаевские» (Советская культура, 19.02.63).
Музыковеды о музыке Михаила Марутаева:
Ирина Лихачева, кандидат искусствоведения: «Музыка композитора классически уравновешена, глубока по содержанию, насыщена экспрессивным, хорошо запоминающимся тематизмом и яркой эмоциональностью. Вероятно, все эти черты и сообщают произведениям Марутаева такую удивительную жизнеспособность» («Советская культура», 08.02.1983).
Юлия Красовская: «Всесоюзная фирма «Мелодия» выпустила грампластинку с записью I и II струнных квартетов композитора... Эта мелодическая, идущая к сердцу слушателя музыка пользуется неизменным успехом у любителей и знатоков камерного жанра» («Вечерняя Москва», 03.04.1982).
Виктор Седов, артист оркестра Большого театра: Об оратории «Героическая Русь». «Часть этой оратории впервые прозвучала в Большом зале консерватории на концерте фестиваля … «Московская осень» и явилась одним из самых ярких впечатлений фестиваля. Достаточно сказать, что финал оратории был повторен на бис… Думается, что по-настоящему фундаментальная музыка принципиально демократична, гуманистична. Она не может быть ни «модной», ни «старомодной»… Показательно, что его ранние сочинения по-прежнему сохраняют жизненность. Так, замечательный коллектив – квартет им. С.Прокофьева с огромным успехом исполняет два струнных квартета М.Марутаева как в нашей стране, так и за рубежом, например, в Австрии (1978.), Италии (1981)…» (Московский комсомолец, 26.11.81).

Народные артисты (композиторы - лауреаты Государственных и других премий) о музыке Михаила Марутаева.

Д.Кабалевский (о Первом квартете): «…музыка квартета словно озарена улыбкой молодости… от первой и до последней ноты едина по своему почерку, и сквозь некоторые внешние влияния все время отчетливо проглядывает симпатичнейшее творческое лицо самого автора» (Советская музыка, 1957, № 1, с. 10.).
Борис Чайковский (о Первом квартете): «Музыка, согретая живым чувством и мыслью, увлекает равно и исполнителей и слушателей. Только такая музыка сохраняет свою свежесть надолго….Все слышавшие квартет еще на первом исполнении сразу отметили творческую удачу молодого автора. Но вряд ли тогда можно было с уверенностью предполагать, что и через 25 лет эта музыка будет звучать так же свежо, ничуть не потеряв своих красок» («Вечерняя Москва», 05.07.1977).
Сергей Слонимский (о Втором квартете): «Только что прослушал по радио Ваш II квартет. И хочу от души поздравить Вас с этим выразительным стройным сочинением (не знаю его даты, это и не важно для настоящей музыки),...в нем есть даже нечто от поздних бетховенских квартетов - а что может быть выше!» (Из письма Сергея Слонимского М.Марутаеву, 14.09.1984).
Роман Леденёв. Из рецензии на авторский концерт Марутаева (Московский дом композиторов 1977): «Сонатину для фортепиано (1953) я воспринимаю всегда как «визитную карточку» Марутаева – настолько чётко в ней сформулированы характерные особенности его композиторской личности, его художественной манеры - «моцартовская» прозрачность, легкость музыкальной «постройки», чистота тона…»
«Еще одно памятное со студенческих лет сочинение Марутаева – кантата « Слово матери» (1954) для меццо-сопрано, хора и оркестра,…. В концерте прозвучала первая ария, и когда полилась эта гибкая, мягкая, исполненная нежной красоты мелодия, чуть раньше каждого пропетого звука возникал в памяти его « предвестник » - так хорошо я знал когда-то эту музыку, так легко было помнить ее все эти годы. То же могу сказать и о Сонатине, и о Скерцо, и о квартетах, и о фортепианных пьесах и детских песнях – то, что знал из памяти не исчезло. Особой доблести, думаю, с моей стороны тут нет – что ярко, то и запоминается». (Советская музыка, № 4, 1978).
Выдержки из интервью Российскому телевидению об авторском концерте Михаила Марутаева, состоявшимся в Моцартовском обществе Москвы 21 апреля 2001г.
«Мне довелось знать Михаила Александровича и его музыку очень давно - с первого курса консерватории. Мы учились вместе. Вся его музыка создана была как бы на моих глазах. Я очень хорошо знаю эти сочинения. Я слышу сегодня то, что я слышал почти 50 лет назад… Эта музыка настоящая. У меня очень сильное впечатление от неё. Она мелодична, она красива, благородна, в ней очень большое содержание. И вот всё это делает эту музыку живой и сегодня. Такое ощущение, что она могла быть написана вот в эти дни. Михаил Александрович – человек очень увлекающийся классической музыкой, и я думаю, что вот это сильнейшая его сторона, потому что музыка его написана вот по этим вечным законам гармонии и классической стройности формы. Его музыка выдерживает в этом отношении сравнение именно с образцами классической музыки… Я помню Георгий Васильевич Свиридов говорил, что надо стремиться создавать шедевры – только они имеют право на долгую жизнь. И вот мне кажется, что сочинения Михаила Александровича, как раз относятся к таким сочинениям, которые будут жить долго и доставлять вот эту радость, которую сегодня испытал я, и испытали очень многие, которые были здесь в зале. Я знаю и его научные увлечения. И нахожу, что это очень интересно. Я верю в гармонию мира, о которой он говорит».
И еще. Леденев о Марутаеве в сборнике: « Михаил Марутаев, Избранные произведения для скрипки» (изд.« Дека-ВС» /Deka-BC Publishing House? Москва 2007).
«Михаил Александрович Марутаев. Это имя вряд ли кто-нибудь встречал в справочникам, среди имен известных музыкальных деятелей – его там нет. Но – парадоксально – имя этого талантливого композитора, автора симфонических сочинений, инструментальных концертов, кантат и ораторий, квартетов, сонат, романсов живет во множестве научных трудов, где ему воздается должное за созданные им исследования всеобщей гармонии, по законам которой, как утверждает Марутаев, построена наша Вселенная. Захватывает дух от рисуемой им картины гармонического строения Единого Мира. Это совершенно новый аспект науки открытый Марутаевым и постепенно входящий в наше сознание.
Поглощенность научной деятельностью увела Марутаева с композиторской арены, и его творчество, производившее сильное непосредственное воздействие на слушателей стало забываться. Но, думаю, популярность его музыки впереди, когда мы, разобравшись в минувших фейерверках авангарда, окончательно отдадим свои симпатии и понимание музыке того художнического Мира, в котором прожил свою жизнь Михаил Марутаев – мира гармонии, стройных форм, унаследованных им от композиторов-классиков, мира музыки мелодичной, красивой, теплой, ясной, всегда искренней и естественной и, я бы сказал, безусловно полезной для здоровья – физического и нравственного.
Роман Леденев.

Ученые о научных исследованиях Михаила Марутаева.
А.П.Стахов, доктор технических наук: «Композитор и теоретик музыки М.А.Марутаев, развивая идеи Цейзинга, Сабанеева, Гримма и используя последние достижения физики, делает новый шаг в развитии понятия гармонии как закономерности и при этом связывает золотое сечение с двумя проблемами современной науки: нарушенной симметрией и «физическим» числом 137» («Коды золотой пропорции». Радио и связь, М.,1984).
Ю.А. Урманцев, доктор философских и кандидат биологических наук: «...в самое последнее время московский композитор и исследователь гармонии М.А.Марутаев открыл ещё одну связь числа Ф=1,618... с симметрией. Последнее ему удалось сделать благодаря впервые развитой им оригинальной теории качественной симметрии чисел» («Симметрия природы и природа симметрии», Изд. «Мысль», М., 1974). «Самым интересным результатом этой теории, явилось, пожалуй, обнаружение глубокой связи трех загадочных проблем, рассматривавшихся до сих пор разрозненно: проблемы золотого сечения, числа 137 и нарушенной симметрии. …» (ж. «Техника и наука», № 9, 1977).
В.С.Малаховский - доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой высшей алгебры и геометрии Калининградского государственного университета, заслуженный деятель науки Российской Федерации: «Композитор М.А.Марутаев опубликовал несколько статей…, в которых высказал гипотезу числовой гармонии Вселенной,… . По мнению автора, числовая гармония во Вселенной определяется тремя взаимосвязанными законами: качественная симметрия, нарушенная симметрия, золотое сечение». Далее Малаховский анализирует эти законы и приводит множество полученных Марутаевым фактов подтверждающих их. И в конце: «М.А.Марутаев дает философское обоснование сформулированным им трем законам числовой гармонии Вселенной,… . Мы ограничились лишь кратким изложением математического аспекта выдвинутой композитором гипотезы» (В.С. Малаховский, книга «Числа знакомые и незнакомые», «Янтарный сказ», 2004, с. 40-45).
А.П.Дубров, доктор биологических наук: «Советский иссследователь композитор М.А.Марутаев в своих работах по теории… симметрии показал, что гармония представляет собой фундаментальное свойство окружающего нас мира...» («Симметрия функциональных процессов», Изд. «Знание», 1980).
Владимир Петров, доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, профессор: «Ему пришлось прочитать труды Платона и Аристотеля, Канта и Гегеля, Галилея и Ньютона, Эйнштейна, Планка, Фейнмана, работы по астрономии, химии и генетике… И он построил свою собственную систему – «Числовую Гармонию Вселенной»… Ему удалось открыть новые числовые законы, в свете которых появилась целая панорама совершенно новых экспериментальных фактов… Михаил Александрович приводит множество иллюстраций –свидетельств поразительной близости эмпирической реальности к результатам его теоретических предсказаний. И даже бывалого человека это впечатляет!» («Аргументы и факты. Есть идея», № 20, октябрь 1996 г.).
И.Ш.Шевелев, архитектор: «В чрезвычайно глубоком и важном… исследовании, опубликованном в статье М.Марутаева «О гармонии как закономерности» (см. Принцип симметрии. М., 1978, с.363-395), убедительно показано, что фундаментальную основу гармонии природы (и в частности гармонии в музыке) представляет… дихотомия» («Принцип пропорции». Стройиздат, М., 1986).
Савелий Кашницкий, журналист: «Находки математика Марутаева разнообразны и порой даже сенсационны. Отношения музыкального звукоряда он отыскал в расположении планет Солнечной системы, свойствах химических элементов, в квантовой физике, математике» («Гармония, сотканная из парадоксов». Ж. «Культура и жизнь», № 10, 1982).
Ирина Лихачёва, кандидат искусствоведения: «Обе сферы творчества Михаила Марутаева, которые как бы гармонично дополняют одна другую не. могут не привлечь внимания к этому разносторонне одарённому человеку, чьи исследования своей оригинальностью принесли ему широкую известность среди учёных и чья музыка вызывает искренний отклик у слушательской аудитории» («Советская культура», 08.02.1983).


Краткая биография
Научные звания: академик Международной Академии Творчества, Международной Академии Наук и Национальной Академии интеллектуальных и социальных технологий.
Награды и поощрения: Международный "Человек года" – 1994-95, 1995-96, 1996-97 (Международный биографический Центр, Кембридж, Англия); 1995 г. (Американский биографический институт ABI); награжден дипломом культуры ABI.
Музыкальные произведения: Оратория "Героическая Русь" (1980) в 9 частях для солистов, хора и симфонического оркестра; кантата "Слово матери" (1954) в 4 частях для меццо-сопрано, хора и симфонического оркестра; три струнных квартета (1952, 1957, 1982); симфония в 4 частях (1998); концерт для скрипки с оркестром в 4 частях (1999); сонатина, сонаты для фортепиано, для скрипки и фортепиано, прелюдии, романсы и др. сочинения, а также музыка для детей, к театральным, радио и телепостановкам, музыка для кино (более чем к 20 фильмам). Многие произведения изданы (иногда по несколько раз) и записаны в золотой фонд Радио в исполнении ведущих артистов, например, Первый и Второй струнные квартеты изданы дважды и записаны фирмой "Мелодия" на грампластинку в 1981 г. в исполнении лауреата Международных конкурсов Государственного квартета им. С.Прокофьева.
Опубликованные основные научные труды: "О гармонии как закономерности" в книге "Принцип симметрии" (изд. "Наука". Москва, 1978 г., с.363-395); "Гармония как закономерность природы" в книге "Золотое сечение" (Москва, 1990 г., с.130-233); "О гармонии мира" в журнале "Вопросы философии" (№6, 1994 г., с.71-81); "Гармония мироздания" в журнале "Сознание и физическая реальность" (т.2, №4, Москва, 1997 г., с.35-52) и другие.
Научные труды также были представлены на отечественных и международных симпозиумах (Москва, Ленинград, Брно, Будапешт, Рим и др.).
О музыкальных и научных произведениях существует многочисленная пресса (статьи, рецензии) в России и за рубежом (Париж, Мадрид, Вена).
Научные труды имеют высокий индекс цитируемости в научной литературе.

English version
Выдержки из прессы
Информация
Партнеры сайта
Новости